browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

Марокко – страна берберов и арабов

Posted by on 20.09.2020

Пришло время написать репортаж о путешествии 4-летней давности в королевство Марокко. В 2016 году я путешествовал 9 дней по городам этой страны, попутно делая короткие посещения Западной Сахары, Сеуты и Мелильи.

Вначале немного о самой стране. Марокко – это самое зелёное государство Северной Африки, хотя здесь есть и пустыня Сахара, и Атласские горы со снежными вершинами. На севере и западе побережье омывается водами Средиземного моря и Атлантического океана. У Марокко богатая история, поэтому здесь множество памятников архитектуры, особенно в городах на побережье.

Но, по-моему, главной достопримечательностью Марокко являются его жители. Коренными жителями являются берберы, очень доброжелательные и гостеприимные люди, по большей части. Но, начиная с 8-го века страну начали заселять арабы. И сейчас их стало больше, чем берберов. Ещё в пустынных территориях живут туареги, а в городах евреи. Марокканцы вообще никуда никогда не торопятся… Давайте, будем знакомиться поближе. Я буду писать лаконично, но постараюсь не пропустить основных особенностей и впечатлений.

Встреча в Агадире

23 февраля. В Агадир я летел из Берлина рейсом британской авиакомпании Easy Jet. Интересно было наблюдать, как параллельно с нами летел другой самолёт, только немного ниже. Это всё продолжалось около получаса и смотрелось великолепно на фоне заснеженных Альп. Ещё пролетали прямо над Гибралтарским проливом, затем над побережьем Атлантического океана. Справа от нас до горизонта были бесконечные воды океана, а слева красовались заснеженные вершины Атласских гор.

В аэропорту Агадира на выходе из таможни из нескольких обменников машут руками, улыбаются и моргают милые девушки, Это они таким способом зазывают обменять деньги. Выбрал самую красивую менялу и обменял доллары на драхмы по 9,33. Выхожу такой счастливый в здание аэропорта, а там с десяток обменников, в которых сидят угрюмые мужики, но зато курс у них 9, 58. Вот такая она африканская психология!

От аэропорта до города 20 км. А почему бы не проверить местный автостоп? И сразу же мне остановился усатый сотрудник таможни Мустафа. В центр отвёз и про город рассказал, пока ехали. Правда, из центра до центрального автовокзала пришлось взять такси.

Я торопился, потому что на автовокзале меня уже должен был ожидать друг Валерий Уткин, приехавший из Марракеша, а чуть ранее прилетевший из России. Мы будем вместе колесить по Марокко все эти дни. К моему удивлению, Валеры не было и связи с ним тоже не было. Преодолев некоторые трудности с местным интернетом, мы с горем пополам списались. Оказалось, что Валера ошибочно вышел на какой-то пригородной автостанции и находился в 10 км от меня. Он взял такси и вскоре мы таки встретились.

Встречу мы скромно отметили в кафе на втором этаже автовокзала, во время которой определились с маршрутом на ближайшие 2 дня. Было решено сначала съездить на юг, в крупнейший город Западной Сахары – Эль-Аюн.

Вечер мы провели в туристическом районе Агадира, где неторопливо гуляют местные и немногие туристы. Впечатляет золотистый песчаный пляж своей шириной. Здесь точно весь город ляжет )) Справа видна гора и остатки медины, то есть старой части города. На горе огромными, а вечером светящимися буквами написано по арабски: “Аллах Бог!”

Чем известен Агадир? Прежде всего это современный международный курорт с замечательным климатом. Солнце светит более 300 дней в году, даже в декабре температура воздуха не опускается ниже 22 градусов. Ещё здесь морской порт, занимающий второе место в мире по добыче сардин. И есть печальная слава у Агадира. В 1960 году в Агадире произошло ужасное землетрясение, унёсшее около 16 тысяч жизней. Город был разрушен до основания, поэтому его отстроили заново.

На пляже к нам подошли два парня из ресторана. Когда мы сказали, что ищем место поужинать подешевле, они не расстроились, а наоборот, стали активно советовать, где в Агадире есть дешёвая, но вкусная еда. Вместе с этими ребятами мы наблюдали красивейший закат над океаном.

Это был приятный вечер и лично у меня сложилось первое впечатление о Марокко тоже приятное. Люди дружелюбные и улыбаются, дороги хорошие, в городе чисто, погода отличная. Пока всё нравится. Только мухи здесь назойливые и кошки худые.

В 21-45 автобусом компании СТМ мы уехали в Западную Сахару. Посещение этого региона описано отдельно: ЗАПАДНАЯ САХАРА

Шумный Марракеш

25 февраля. Возвращались из Западной Сахары в Марракеш автобусом. Когда утром подъезжали к городу, то видели, как справа над горами уже взошло солнце, а слева над пустыней ещё не зашла луна. И вообще природа здесь красивая, город расположен в предгорьях. Недаром арабы называют Марракеш “жемчужиной, переброшенной Аллахом через горы Атласа”.

В Марракеше мы провели большую часть дня в медине, особенно на самой известной площади Джема-аль-Фна. Конской мочой начало вонять ещё далеко до того места, где парковались повозки с лошадьми. Но тем не менее желающих покататься тьма.

Джема-аль-Фна – это очень шумное место, но здесь можно увидеть настоящий Марокко. Поэтому сюда, как магнитом , притягивает всех туристов. А местные продавцы, маги, знахари, музыканты и гиды как могут “разводят на деньги” всех желающих. На рынке предлагают лекарства от любой болезни. Есть радикальное средство от сексуальных расстройств – рог носорога. А порошок из белладонны сделает глаза женщины неотразимыми. По словам местных аптекарей можно даже девственность восстановить, если купить кожу хамелеона. Весело ))

Здесь надо контролировать каждый свой шаг, а то придётся платить за услугу, которую вам навязали. Вот и я попался на этом. Когда факир заметил, что я издалека фотографирую его, он решительно подбежал ко мне и повесил мне на шею кобру. На моё требование убрать ядовитую змею с меня, он начал вымогать деньги. Сторговались за 10 дирхам и только после того, когда он их получил, убрал кобру. А змея следила за каждым моим движением. Поверьте, что в такой момент можно и все деньги с кошельком отдать.

Когда мне позже стали предлагать обезьянку подержать, я уже был умнее. А вот еда здесь вкуснейшая! Отовсюду пахнет шашлыком и мятным чаем, а сладостей, сочных фруктов и сухофруктов просто изобилие.

На ночь мы отправились из шумного Марракеша в спокойный Азизмиз, находящийся в 55 км к югу. Там живёт наш хост по имени Саид, он же гид по треккингу в горы. Добраться общественным транспортом туда оказалось не так легко. Но народ здесь дружелюбный, во всём помогут. Мужчина на улице подсказал, откуда едут автобусы в Азизмиз. А парень Ясир заговорил со мной в автобусе и сам предложил позвонить Саиду, чтобы тот встретил нас. Это было очень кстати, потому что по приезду в Азизмиз уже стемнело.

Итак, нас встретил улыбчивый Саид и на стареньком “рено” увёз в какую-то деревню в нескольких километрах от города. Мы только видели, что едем по грунтовой дороге посреди огромных кактусов.

У Саида дома нас окружили вниманием члены его семьи. Когда мы приехали, то в окно нам махала рукой жена Саида, а в дверях встетила сестра. В доме пришла нас поприветствовать мама, а двухлетний сынишка Адам сразу же вылез на колени ко мне и вцепился в мою сумочку.

А на ужин вышли из комнаты ещё и двое парней из Дании, которых Саид завтра планирует отвести в горы. Нам предложили традиционное блюдо тажин, которое готовится из мяса птицы и тушеных овощей. По берберской традиции, мы все ели из одной большой глиняной тарелки, мокая туда хлеб. Женщины не ели вместе с нами, но они присутствовали и принимали участие в общении.

Поход в горы Атлас

26 февраля. Утром я принялся исследовать берберский дом. Проект простой: посередине двор, а вокруг него по кругу два этажа с комнатами. Везде чистенько, с крыши открывается красивый вид на горы. На завтрак спустились на первый этаж, где нам предложили мокать хлеб в оливковое масло и закусывать оливками.

Саид пригласил присоединиться к походу в горы, но мы и сами хотели напроситься. Когда ещё будет такая возможность? И вот мы отправились в путь. Сначала шли по деревне, встречая ослов и мулов. Затем шли по каналу, поднялись к загону для овец и продолжили путь по лесной тропе вверх. Саид пытался поохотиться на фазанов, бросая в них камни, но промахнулся. Повсюду порыто, а значит здесь есть дикие свиньи.

Вспотевшие, мы поднялись на обзорное место, откуда увидели заснеженные вершины Атласа, сверкающие в лучах солнца. Вот он снег в Африке! Обошли вокруг одной из вершин и спустились вниз другой дорогой. Просто невероятно красиво смотрятся пшеничное и маковое поля на фоне заснеженных вершин. Интересно, что берберы обсаживают свои огороды кактусами, чтобы туда не зашли животные.

Ну, что ж, мы увидели сегодня берберскую деревню, берберский дом и снег в Африке. Можно с чистой совестью возвращаться в Марракеш. Саид отвёз нас в Азизмиз на автобус и мы с ним попрощались.

В Марракеше мы попали на студенческий автопробег Raid 4L Trophu 2016, который как раз достиг города. Вообще, это ежегодное двухнедельное командное спортивное соревнование для студентов, во время которого они на сотнях стареньких “рено” проходят по сложным трассам Франции, Испании и Марокко тысячи километров. Смотрится зрелищно, когда площадь заполняют сотни эксклюзивных машин, проезжают по кругу под аплодисменты зрителей, а в это время над головами взлетают пассажирские самолёты из находящегося рядом аэропорта.

Мы с Валерой зашли на площадь Джема-аль-Фна, как бы попрощаться. А здесь танцуют африканские энергичные танцы, вешают змей на шею и садят на плечо обезьян неопытным туристам. А мы то уже опытные )) Я попробовал ещё один способ отогнать наглых вымогал – это русский язык. Работает, ещё как работает! Одному парню, собиравшемуся усадить на меня обезьяну, я строго ответил на русском: “Убери обезьяну! Я денег платить за это не буду!” Парень тут же ушёл. До этого никакие жесты, никакой английский язык не спасал от их приставаний.

Вечером на автовокзале на окружили продавцы билетов, выкрикивающие названия городов, в которые они предлагают купить билеты. Мы ещё не сказали, куда нам ехать, а продавцы уже поссорились. Но всё же нам нужно как-то купить билеты в Фес… Выбрали парня поспокойнее, он повёл нас в кассу, там сторговались по нормальной цене и купились на рекламу автобуса премиум-класса. Нам показывали фото новенького автобуса, обещали интернет в пути.

Но, как часто это бывает в Африке, реклама не сответствует действительности. Автобус, конечно же, большой и красивый, но далеко не новый, и совсем не чистый. На полу валяются шкурки от бананов, сиденья нам попались сломанные и не откидываются, интернета нет, остановок в туалет не было. А ехать всю ночь нужно, между прочим. Вот такой он, марокканский премиум.

Замерзаем в Фесе

27 февраля. Древнейший город Марокко встретил нас неожиданным холодом. Рано утром, когда мы вышли из автобуса, на улице было всего +4, дождь и ветер. Мы реально начали замерзать. И такая погода была весь день, из-за чего мы перебежками смотрели старую часть города, отогреваясь в кафешках.

Чтобы попасть в Фес-эль-Бали, старинную медину, мы не могли перейти дорогу из-за потоков воды, текущих по асфальту. Но, ни это препятствие, ни холод, ни ветер нас не остановили. Всё-таки мы находимся в духовном и культурном центре страны. Мы не планировали обойти все 9 000 улочек и переулков медины, но самое интересное надо успеть.

Фес-эль-Бали – одна из крупнейших пешеходных зон в мире. Она окружена средневековой стеной с множеством таких же древних ворот. Мы вошли в медину через ворота Баб-Махрук. Посетили несколько площадей, но из-за дождя долго там не могли находиться. Бродили узкими улочками и смотрели на каменные мокрые здания, от которых веет стариной. Покупали мелкие сувениры в лавках и общались с торговцами.

Задержались подольше в магазине кожаных изделий, с балкона которого хорошо виден Шуар. Это известные кожевенные мастерские. Здесь, как и столетия назад, мастера занимаются выделкой и окраской кожи в огромных, отвратительно пахнущих чанах, по старинным рецептам. В магазине я купил кожаный пуфик, который до сих пор украшает мой кабинет.

В одной из улочек нас уговорили зайти в магазин национальной одежды. Хозяин магазина угощал нас чаем, а когда согрел, то начал завязывать нам на голову сахарские платки и принуждать нас мерить разные местные наряды. А жена стояла рядом и всё время хвалила, как это нам подходит. Сын хозяина магазина продемонстрировал, как он прядёт на ткацком станке. Всё для нас, только бы что-то купили.

В какой-то момент в Валере проснулась русская душа и он захотел пива. Мы не были уверены, что в мусульманской стране пиво будет в свободном доступе, поэтому зашли в ресторан. Здесь продают алкоголь только к еде. А так, как Валера хотел просто пива, то мы отправились в ближайший отель. Там было всё: пиво, вино, коньяк, камин, музыка. Но цены на спиртное довольно высокие и это понятно.

Сегодня мы остановились у Брахима, молодого человека, работающего в IT-кампании. В дождь мы на такси добирались к нему на окраину Феса. Там нас ждала очень гостеприимная берберская семья. Мама Брахима родом из Алжира, она много нам рассказала про эту страну, в которую я ещё только мечтал поехать. Брахим показывал нам фото зимнего Киева, жаловался на то, как он замёрз у нас. А мы ему говорили, что тоже замёрзли в Фесе сегодня.

После холодного дождливого дня приятно было оказаться в тёплых объятьях гостеприиимной семьи. Здесь мы хорошо отдохнули и нормально выспались, не так, как в автобусе прошлой ночью.

Едем в Тетуан ради Сеуты

28 февраля. Утром мама и сестра Брахима нас угощали блинами с мёдом. Но много скушать не успели, так как очень спешили на автобус в Тетуан. Нам очень понравилась поездка автобусом кампании СТМ. У них хороший сервис, чистый автобус, европейская пунктуальность и даже водитель в костюме и галстуке.

Тетуан расположен в красивом месте, окружённом горами, в нескольких километрах от Средиземного моря. Древняя медина города внесена в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО не случайно. Это музей под открытым небом. Здесь на каждом шагу попадаются исторические сокровища и монументы, свидетельствующие о былом величии.

Но мы оставляем Тетуан и едем автобусом до Фнидека, городка, из которого отлично видна Сеута. Но описание посещения этого испанского полуанклава в отдельном репортаже.

Вечером мы вернулись в Тетуан и встретились с Ахметом, который любезно согласился обеспечить нам ночлег. Он отвёз нас в Мартиль, что на побережье Средиземного моря и поселил в квартире друга, который в это время отсутствовал.

Ахмет пригласил нас с Валерой поужинать в ресторане. Туда же он пригласил своего друга Ильясу и девушку Алис, которая родом из Венесуэлы. Это дало возможность ближе познакомиться с культурой Марокко, а также мы услышали от Алис много историй о Венесуэле, в которую мне ещё предстоит съездить в будущем.

Шефшауэн – самый синий город в мире

29 февраля. Сегодня мы посещаем город Шефшауэн, ещё одну визитную карточку Марокко. Он расположен в 65 км от Тетуана и является самым синим городом в мире. Шефшауэн долгое время считался священным городом, поэтому до 1912 года никто из иноверцев не мог посетить его, избегнув смертной казни.

Ещё на автовокзале мы оценили Шефшауэн, как настоящий голубой шедевр у подножия гор. В центре города по дорогам с голубой разметкой ездят голубые такси, минарет, стены домов, двери и окна тоже голубые. Это красиво смотрится на фоне заснеженных вершин гор и синего неба. На улицах чисто, кстати.

Но когда мы вошли в медину, то я понял, что голубого города ещё не видел. Здесь есть все оттенки синего цвета. Абсолютно всё окрашено в сине-голубые тона: улицы, переулки, дома от фундамента до крыши, лавочки, стулья, весы у продавцов, даже могилы! По симпатичным голубым дворикам проходят женщины в голубой одежде. На голубых ступеньках стоят вазоны с цветами в голубых горшках. На улицах медины много котов и очень удивительно, что они не голубые ))

Атмосфера Шефшауэна довольно необычная. Гулять по узким улочкам города – одно удовольствие. В медине продаётся много разного барахла, среди которого встречаются настоящие произведения искусства. Среди них, например. можно увидеть голубые дома в миниатюре. Каждый закоулок хочется сфотографировать. что мы и делали.

Зашли в ресторан пообедать, а он тоже с голубым интерьером и голубыми стульями. Пожилой хозяин говорил, что он открыл это заведение 35 лет назад и всё время готовит еду лично сам. Мы убедились, что вкусно готовит, особенно суп.

Интересный факт. Шефшауэн считается “столицей” марокканского гашиша. Говорят, что продавцы навязчиво предлагают свой товар, хотя это и незаконно. Сегодня нам не предлагали, как ни странно.

В Тетуан было решено вернуться автостопом. Пешком вышли на окраину, оглядываясь назад, на голубой город у подножия гор. Нам повезло остановить парня, который ехал на паром в Испанию. Так как он спешил, то по пути не осталось ни одной машины, которую бы не обогнал его мерседес.

В Тетуане нас встретил наш друг Ахмет и всё повторилось, как вчера. Ахмет снова пригласил нас на ухин в ресторан. Сегодня компания расширилась, потому что появился Джевот, в квартире которого мы живём и была для облегчения разговора была приглашена русская девушка Рамона. Время провели мы весело в такой интернациональной компании и, само собой разумеется, вкусно покушали.

Из общения с нашими новыми знакомыми я лично узнал много интересного о Марокко и традициях мусульман-сунитов. Например, если парень до 30 лет не женился, то жену ему находит мама. И она делает большую свадьбу, обычно на 300-500 человек. Ещё в автобусах не принято уступать место женщинам из-за дискриминации. А недавно король Марокко запретил скайп, вайбер и звонки через вотсап, потому что он владеет Телекомом в Марокко. То-то я думаю, почему вайбер у меня не работает.

В целом Марокко является хорошей страной, относительно чистой и безопасной. Но, по моему мнению, не помешало бы местному населению внести больше разнообразия в образ жизни, а то как-то скучно они проводят время.

Красивый путь в Надор

1 марта. Сегодня первый день весны по календарю и мы его проведём в пути в город Надор. Дорога проходит вдоль Средиземного моря, петляя под скалами. Расстояние между Тетуаном и надором 345 км и мы решили преодолеть его автостопом. Но не всё так просто.

Сначала всё начиналось хорошо, приветливые арабы подвозили охотно, хотя и на короткие расстояния. Но после Уд-Лау начался участок пути, на котором мало населённых пунктов и соответственно мало машин. Нам свои услуги стали предлагать таксисты. Мы им отказывали и объясняли, что путешествуем автостопом. Таксисты не терялись и говорили примерно так:”дорогой, я отвезу вас автостопом, всего за полцены” )) Когда совсем не было вариантов, мы соглашались на местный автостоп за полцены.

Так мы с горем пополам полуавтостопом до вечера добрались всего лишь до города Аль-Хосейма. Зато какие были виды! Иногда с серпантина открывались неописуемо красивые морские пейзажи. А было так, что скалы просто нависали над дорогой, как будто они сейчас хотят накрыть нас. Оно того стоило, чтобы проехать по этой дороге вдоль средиземноморского побережья.

Местный полицейский убеждал нас, что автобус в Надор будет только утром и агитировал ночевать в какой-то отель. Хорошо. что мы не повелись на эту ложь. Придя на автовокзал, мы сразу же сели в автобус, отправляющийся в Надор. Ещё мы узнали, что между Тетуаном и Аль-Хосеймом не ездят рейсовые автобусы из-за постоянного камнепада, перекрывающего дорогу в разных местах. Странно, но сегодня мы проехали весь участок и нигде препятствий на пути не видели.

Впечатление о севере Марокко осталось несколько отличное от юга страны. Арабы – это не культурные, бескорыстные и воспитанные берберы. Араба интересует только выгода и ради этого он готов обмануть. Сегодня это было очевидно – от хозяина осла на ослопарковке до полицейского на автовокзале в Аль-Хосейме.

В Надор мы прибыли очень поздно и даже не стали искать себе место для ночлега. Около полуночи мы пришли в центр города, но там бродят какие-то подозрительные типы и искоса поглядывают на нас. Некомфортно, однако. Поэтому мы отправились в “Макдональдс” рядом с железнодорожным вокзалом. Но он уже закрылся.

К нам подошёл полицейский, проверил паспорта и толково объяснил, что на набережной есть одно приличное кафе, где можно провести время. Полицейский также подсказал, как завтра проще попасть в Мелилью, которая здесь рядом. Приятное впечатление оставил о себе этот парень.

Мы с Валерой нашли рекомендованное кафе и посидели там за шашлыком, пока оно тоже не закрылось. На улице тепло и мы отправились гулять на набережную. А когда было уже близко к рассвету, то нашли ещё одно кафе и там немного поспали.

Расставание

2 марта. Валера улетает утром, а я вечером, поэтому общение этой ночью было как бы подведением итогов поездки по Марокко. В 7 утра мы шли неторопливо на автовокзал по набережной. По пути я сфотографировал красивую лавочку, но случайно в кадр попало здание консульства Испании. Охранник засвистел в свисток и начал бежать через дорогу в нашу сторону. Он потребовал показать последние кадры, а там ничего… Я успел удалить, пока он бежал. Охранник извинился и ушёл.

На автовокзале мы с Валерой обнялись на прощание и поблагодарили друг друга за путешествие. Мой друг сел в автобус и уехал в аэропорт. А я в ту же минуту отправился в Мелилью, испанский автономный город на побережье Африки. Очень забавная получилась история, как я не попал в город, но всё же перешёл границу. Она будет описана в отдельном репортаже.

По возвращении из Мелильи, я ещё немного посмотрел Надор, пообедал и тоже отправился в аэропорт. Здание аэропорта снаружи красивое, но внутри полный бардак. Не убрано давно, нет сидений, даже табло нет. Я уже молчу про wi-fi. Пограничник увидел у меня польский шенген и начал звонить начальству, могу ли я лететь в Германию с такой визой. Слабо! когда я попросил поставить печать рядом с визой, погранец обиделся и назло влепил печать на чистую страницу посередине. Такая хорошая страна и так плохо прощаемся…

В самолёте были все пассажиры арабы, кроме меня. А немецкие стюардессы еле справлялись с арабами, которые массово путались с местами и паковали пакетами и сумками багажники так, что те не закрывались. Видно было, что бортпроводницы с трудом терпят пассажиров и даже притворно не улыбаются.

Итак, я сегодня расстался с Валерой, а также с интересной страной Марокко. Но есть замысел ещё вернуться, ведь я не видел толком пустыню Сахару. Так я и уснул в мечтаниях и проспал почти до самого Франкфурта. Здравствуй, Германия!