Иду я по 816-метровому мосту Дружбы через Амударью из Афганистана в Узбекистан, а мне навстречу на середине моста выходит совсем недружелюбный узбекский пограничник с автоматом, угрюмый такой, неразговорчивый. Паспорт проверил. В конце моста ещё один такой, снова паспорт проверил. Через 100 метров КПП, где трое пограничников устроили мне допрос на тему “зачем пришёл в Узбекистан?”. После них сразу же медицинский контроль, где врач спросил:”венерических болезней нет?” Ещё через 200 метров здание пограничного контроля. Молодой наглый пограничник обнаружил в моём фотоаппарате фото моста Дружбы и разбитой советской техники в Афганистане. Сразу засуетился, позвонил начальнику в Термез. Через полчаса приехал начальник, заставил удалить кадры “режимных объектов” и прочитал лекцию на тему “Больше так не делай!” После этого была таможня. Сначала заполнил декларацию на все вещи и деньги. Потом долго ждал, хотя очереди совсем не было, пока таможенники решат свои личные дела. Недовольный начальник таможни прощупал все мои вещи, развернул палатку, сверял по списку, не забыл ли я что-нибудь вписать в декларацию. Когда дело дошло до папки с запрещённой в Узбекистане Библией и библейской литературой, он спросил про Библию: “что это?” Я ответил, что это моя личная книга. В этот момент его позвали. Воспользовавшись случаем, я упаковал папку назад в рюкзак. По возвращении таможенник забыл про папку. Так я избежал конфискации запрещённой литературы, а может быть и штрафа или задержания. Потом начальник отвёл меня в комнату, где облапал всего с ног до головы, заставил выложить на стол все деньги и бумажки. Увидев мало денег, не стал требовать взятку, как здесь принято. После 3 часов 20 минут прохождения узбекской границы, нервный и уставший морально, я отправился в Термез. Такой “плохой” границы я раньше не встречал. Да “здравствует” тоталитаризм!
Кстати, в связи с тоталитарным режимом в Узбекистане , иностранцев полиция может проверить в любой момент и в любом месте. Иногда даже устраивается слежка, с чем я столкнулся позже в Бухаре. А местное население опасается общаться с чужестранцами, чтобы их не обвинили в “сотрудничестве со шпионами”. В целом, в этой стране я чувствовал себя некомфортно. Но были и приятные моменты во время моего трёхдневного транзита через весь Узбекистан.
До Шерибада меня подвозил Ергаш. Это был счастливый случай, потому что он меня забрал на пустой объездной дороге Термеза. А вот дальше остановился таксист Бахрам. Он ехал до Карши и взял с меня чисто символическую плату. Дорога была местами сильно разбитой, ремонт идёт медленно. Как сказал Бахрам: ” уже сто лет ремонт идёт!” По пути встречаются посты, на которых проверяют машины, багаж и документы. Так как Бахрам давал взятки, то его пропускали без очереди. Приехали в Карши уже поздно и Бахрам предложил переночевать у него бесплатно. Жена приготовила ужин, а друзья пришли со мной познакомиться. Из-за духоты мы спали прямо во дворе на матрасах. Но утром Бахрам меня разочаровал, потребовав немного денег за ночлег. Вот такое получилось платное узбекское гостеприимство.
Несколько слов об узбекских деньгах и машинах. Легковые машины ездят, в подавляющем большинстве, двух моделей, производимых в Узбекистане – Matiz и Nexia. А денежные купюры большие, но дешёвые. Самая крупная купюра номиналом 1 000 сум. Для сравнения, курс доллара 1 к 2 700 сум. Поэтому узбеки ходят с большими пачками денег, их часто носят в целофановых пакетах, так как ни в какие кошельки они не помещаются, деньгами играют даже дети. Смешно смотрится ))
17 июля
От графика путешествия отстал на 170 км, не доехав вчера до Бухары. И всё из-за задержки на афганско-узбекской границе. Но впереди пустыня Кызылкум, плато Устюрт и степи Казахстана, есть надежда “поймать” хорошую попутку.
До Бухары я доехал с двумя пересадками. Все три водителя были щедрыми и угощали. Руслан угостил мороженым, Шаха полосатой дыней, а ещё один Руслан пригласил в чайхану на самсу.
Бухара – один из древнейших городов Центральной Азии на Великом Шёлковом Пути. Город излучает невероятную историю, он образец настоящего Востока, духовная столица Средней Азии. Бухара изобилует архитектурными памятниками 11 – 17 веков. Неудивительно, что я захотел осмотреть Старую Бухару повнимательнее. На входе в Старый город ко мне привязался пацан лет 14, гидом напрашивался. После отказа начал вымогать деньги. Дал ему визитку и он успокоился. Через 5 минут нарисовалась девушка Фирюза, тоже гид. Визитка не помогла и я попросил рассказать мне про Бухару бесплатно. Около 20 минут она шла со мной и проявила хорошие навыки экскурсовода. Всё время, пока я гулял по Бухаре, за мной ходил один мужчина в брюках, рубашке и тёмных очках. Думаю, что это была полицейская слежка за иностранцем.
До вечера успел я добраться только до Газли. По пути купался в каком-то канале с местными парнями. Они бросались арбузом в воде, пока он не треснул. Потом все дружно, включая меня, слопали этот арбуз.
Рядом с Газли есть чайхана и гостиница. Хозяйка чайханы Диля сказала всем сотрудникам, что я гость, а не клиент. А это означало, что меня бесплатно угощали едой и разрешили позвонить домой в Украину. Диля показала мне несколько десятков свиней, которые они с мужем выращивают для клиентов-дальнобойщиков из Европы. Было весьма необычно видеть этих животных в мусульманской стране. так как было душно, то я поставил палатку под деревьями на территории чайханы.
18 июля
В 6 часов утра застопил грузовик “man” до самого Кунграда, последнего города Узбекистана. Водитель Абаз был азербайджанцем, проживающим в Ташкенте. Очень добрый пожилой мужчина, переживший недавно смерть сына. За 13 часов пути мы с ним подружились, так что вместе кушать готовили в Кызылкуме и я помогал ему с мелким ремонтом автомобиля.
В пути неожиданно треснул арбуз, который жена дала Абазу в дорогу. Он остановился, мы сели у дороги на песке и в 40-градусную жару с удовольствием “уничтожили” целый арбуз. А вокруг песок, песок, песок… Только редкая сухая растительность. Здесь водятся ядовитые змеи, скорпионы и фаланги. Наверное, ставить палатку я бы не рискнул.
Дорога через Кызылкум, особенно в Каракалпакии, пустынная и плохого качества. Местами разбитый асфальт заносит песком и плохо видно, куда ехать. Но, к счастью, недавно начали ремонт этой важной магистрали и там, где попадались новые участки, вспоминалась Европа.
Очень смешно смотреть, когда дорогу перебегают, спотыкаясь и заваливаясь на бок, тушканчики )) Иногда появлялись зайцы и суслики. А верблюды стоят у дороги недалеко от кишлаков. Они так сильно воняют, что водители закрывают окна. При приближении автомобиля верблюды начинают вести себя глупо, могут неожиданно выбежать на дорогу, петлять по ней. Водители заранее притормаживают, не зная чего ожидать.
Рядом с Кунградом Абаз пригласил меня в чайхану и покормил местными пельменями. А через 5о км высадил меня посреди пустыни, свернув направо к видневшемуся вдалеке непонятному объекту.
Стою в пустыне, слушаю тишину и тут вижу, что прямо ко мне приближается песчаное облако, крутящееся в вихре. Накрыло меня этим облаком так, что песок был даже в нижнем белье. К счастью, ехал грузовик, который мы с Абазом обогнали и два водителя-узбека забрали меня из этого горячего песочного душа. С ними я проехал ещё 5 часов до границы с Казахстаном.
Думал, что снова будет узбекский трёхчасовой шмон, но обошлось. Во время проверки моего багажа, пограничнику захотелось курить и он не смог найти зажигалку. В этот момент я открыл свою аптечку, а там была зажигалка. Пограничник, даже не спрашивая разрешения, прикурил, сразу подобрел и начал со мной общаться.
– Ты откуда, брат?
– Из Украины, – отвечаю.
– Как там жизнь в Украине?….
После нескольких минут разговора про Украину, узбекский воин сказал долгожданную фразу: “можешь идти!”. Таким образом, вся проверка заняла не более 10 минут. Казахи проверили только паспорт и пустили в свой степной Казахстан.
Уже на казахской стороне я пошёл спать в шайхану за 5 000 сум (меньше 2 $). Было 3-30 ночи.
Больше фотографий смотрите тут: УЗБЕКИСТАН-2013
(Продолжение следует)