browser icon
You are using an insecure version of your web browser. Please update your browser!
Using an outdated browser makes your computer unsafe. For a safer, faster, more enjoyable user experience, please update your browser today or try a newer browser.

От Дакара до Абиджана. Часть 5. Либерия

Posted by on 19.01.2019

26 сентября 2018. В этот день я и мой друг Василий пересекли границу ещё одного западноафриканского государства. Название этой страны переводится как “земля свободы”, потому что она никогда не была колонией. Эта страна очень старается во всём подражать США и здесь правит единственная женщина-президент на всём африканском континенте. Это Либерия!

Мы проехали от сьерра-леонской границы до столицы Монровии и познакомились с этим городом, названным в честь американского президента Джеймса Монро. Дальше мы отправились в Ганту, а оттуда с большими приключениями добрались до границы с Кот-д’Ивуаром.

Путь в столицу

На границе взяток не требовали и это нас приятно удивило. Женщина-пограничница настаивала, чтобы мы жили в забронированном отеле и даже нашла нам таксиста, который за 75 $ США доставит нас прямо ко входу. Но нам не нужен был ни крутой отель, ни дорогой таксист, а только штамп о въезде в страну.

Когда весь этот цирк закончился, мы избавились от навязанного таксиста и нашли машину по 4 $ с человека до той же Монровии. Развод на деньги не прошёл. Дорога от границы до столицы хорошая, но блокпосты часто, где долго переписывают паспортные данные в какие-то журналы.

По пути мы узнали от таксиста, что сейчас в городских трущобах гуляет тиф и что лучше перемещаться по городу в хорошо проветриваемых кеке (моторикши), а не в такси. От этой информации мы были не в восторге и решили сразу ехать по адресу, где мы собирались жить. За небольшую плату таксист отвёз нас в район Пайнсвилль и высадил на проходной полицейской академии.

С нами второй день подряд была попутчица-нигерийка Эста. Именно она позвонила хозяйке, сестре парня с сайта couchsurfing, по имени Эстер и объяснила ситуацию. Весёлая и жизнерадостная Эстер уже через 10 минут примчалась на “понтиаке” забирать нас. И забрала всех троих.

Слева направо: Василий, Эста, Эстер и я.

Нас с Василием разместили в отдельном домике во дворе, а Эсту забрали в дом. Оказалось, что здесь живёт большая семья из народа кисси, состоящая из нескольких родных братьев и сестёр и их детей. И неплохо живёт, как для Африки, – в большом доме, окружённом высоким забором. Пригласивший нас в гости Генри, родной брат Эстер, отсутствовал в эти дни дома, поэтому он попросил сестру позаботиться о нас.

Два дня в Монровии

27 сентября. Главный вопрос, который надо обязательно решить сегодня – это подать документы на визу Кот-д’Ивуара. Заботливая Эстер отвезла нас утром в консульство. Там милая девушка сообщила список необходимых документов и мы успели их собрать ещё до обеда. После подачи узнали, что на их обработку отводится 48 часов, но завтра пятница и это означало, что выходные дни придётся жить в Монровии, а нам бы этого не хотелось. Мы красиво попросили консула помочь и нам пообещали выдать паспорта завтра в 13-00.

Ну, а теперь можно и город посмотреть. А город я бы разделил на две жизни: первая жизнь для “белых людей” – дорогая и современная, а второй жизнью живёт большинство жителей Монровии – в нищете. На главных улицах очень оживлённо, трафик автомобилей огромен и поэтому в час пик все стоят.

В центральной части города есть супермаркеты, но в них ходят только состоятельные люди. Это же касается посещения банков, ресторанов и других современных учреждений. Рядом, на параллельных улицах, в хижинах, кипит совсем другая жизнь. Там всё гораздо проще и намного дешевле.

Например, в кафе на главной улице за скромный обед придётся отдать около 15 $, а совсем рядом, прямо на улицах или в домашних кухнях женщины готовят вкусную еду и можно хорошо наесться за 1 $. Тут каждому своё.

Как я уже упоминал, Либерия во всём подражает США. Это видно повсюду. На зданиях развеваются звёздополосатые флаги, созданные по подобию американского флага, с той лишь разницей, что флаг Либерии состоит из 11 чередующихся красных и белых полос, а звезда лишь одна. Доллар США ходит также свободно, как и доллар Либерии. В магазинах цены указаны в обеих валютах. Дороги заполнены американскими машинами. Люди ходят в джинсах и футболках с надписями. В национальной одежде в городе мы не видели никого.

Но это всё только внешняя оболочка, а на самом деле либерийская реальность жестока. Взять хотя бы тот факт, что уровень безработицы составляет 85% населения (!) – высочайший в мире! Более половины населения живет меньше чем на один доллар в день. Либерия – самая бедная страна Западной Африки и третья по этому показателю в мире.

Ближе к вечеру мы сходили на Атлантический океан. Там было неспокойно, дул сильный ветер и пошёл дождь. На пляже отдыхающих и, тем более, купающихся, мы не заметили. Но и какающих в песок аборигенов, о чём писал Артемий Лебедев, тоже не обнаружили. Говорят, что с этим делом навели порядок недавно. Вдоль берега в Монровии расположены не курорты, а трущобы, в которых грязно и свирепствуют смертельные болезни.

Самым трудным оказалось добраться домой, в Пайнсвилль. Все такси заняты, а кеке по главным дорогам не ездят. Поймали попутку до нашего района, но в пробке ехали целый час 6 км. Вдоль машин ходят толпы торгующих людей и предлагают товар на любой вкус. Сделали пересадку на кеке и пришли домой, когда уже стемнело. Эстер нас ждала и пригласила на чай.

28 сентября. Всю ночь шёл ливень, поэтому некоторые дороги и улицы затопило и гулять по городу было некомфортно. Поэтому мы спланировали день так, чтобы больше находиться под крышей.

До обеда у нас было посещение Центра Свидетелей Иеговы в Либерии. Он находится в 10 минутах ходьбы от места, где мы остановились. Как это бывает обычно, нас очень приветливо встретили и организовали экскурсию, во время которой мы узнали историю СИ в Либерии. Мы оказались здесь первыми гостями из Украины. Нам также помогли с информацией по дальнейшему маршруту и снабдили контактами соверующих. Было жаль уходить из такого приятного места, где царит любовь и единство.

К 13-00 мы прибыли в консульство Кот-д’Ивуара за паспортами. Здесь никаких трудностей с визами не возникло и уже завтра мы можем направляться в новую страну. Но до неё ещё надо добраться по размытым дождями либерийским дорогам.

После обеда из-за дождя мы ходили по магазинам и сидели в кафе. Интересно, что в супермаркетах здесь работают ливанцы, в основном; лишь иногда китайцы. Банки, крупнейшие строительные компании, железные дороги и большая часть автомобильных трасс в Либерии принадлежат иностранцам.

Ещё одно интересное явление существует в Либерии – железные киоски, которые здесь называют “Бизнес-центрами”. В них за определённую плату можно посмотреть телевизор или поиграть в приставку.

Местные жители продают на улицах всё, что только можно продать – от воды в пакетах до угля для утюгов. Нас заинтересовала пахнущая издалека уличная еда. На одном из перекрёстков мы заказали по 5 штук жареных сосисок и по 15 фалафелей, – это жареные во фритюре шарики из измельчённых бобовых. Мужчины, стоящие рядом, удивлённо на нас смотрели, потому что местные так много не едят.

Чтобы добраться домой, мы позвонили “своему таксисту”, с которым познакомились ещё вчера и медленно, по пробкам, он отвёз нас к дому Эстер. Ехать всего 10 км, но доплелись домой, когда уже было совсем темно.


Что значит ехать по Либерии днём

29 сентября. Наш путь в сторону границы с Кот-д’Ивуаром мы начали рано утром. Джозеп, брат Эстер, проводил нас к месту Red Life, откуда отправляются машины в Ганту. Таксисты поссорились из-за нас, решая, чьи мы пассажиры. Странно, но мы вообще не сказали им ни слова, что хотим куда-то ехать.

Джозеп схватил меня за руку и отвёл к нужной машине. Цена вопроса – 1 000 $ (либерийских) с человека. В хрупком “ниссане” было очень тесно. Из 6 пассажиров двое были плотного телосложения. Ноги во время езды сильно немели, но как-то дотерпели до Ганты. Хорошо, что дорога была асфальтированная.

В Ганте нас окружили, словно пчёлы, парни на мотобайках, предлагая отвезти в Сеникилле. Нам как раз туда и надо, но лучше перестраховаться. Мы позвонили Альфреду, а его контакт нам дали вчера в Центре СИ. Альфред очень скоро пришёл и помог нам найти машину до границы. Водители джипов снова ссорились из-за нас, хотя мы никому ничего не обещали. Но Альфред легко разрулил ситуацию и посадил нас в джип, который уже отправлялся.

Приключения начались уже через пять минут после отправления. Васю залило подсолнечным маслом из канистр, которыми джип был загружен на крыше и в кузове.

Граница закрывается в 18-00 и теоретически мы должны туда добраться ещё в обед. Но наш джип сломался и остановился на ремонт в Сеникилле. Ливень мешал ремонту и мы поняли, что к закрытию границы опоздаем. Ничего не остаётся, как смириться с происходящим и наслаждаться новым приключением.

В Сеникилле в центре внимания дети. Они повсюду бегают, некоторые с колесом, другие возят друг друга в тачке, лезут на дерево. Я познакомился с юным Джеймсом, который собирал под навесом высохшую одежду. Он оказался из народа кисси и совсем ничего не слышал про Украину. Зато знал футболиста Андрея Шевченко.

Наконец дождь стих, машину подремонтировали и мы продолжили путь. Но через несколько километров джип снова сломался и мы застряли в деревне. Почти всё население собралось посмотреть на белых людей. Бедные дети стояли и смотрели на нас с открытыми ртами. Но они были такие милые, что хотелось всех обнять.

В центре деревни у меня произошёл конфликт с местным мужчиной. Я сфотографировал огромное дерево с оголенными корнями и этот мужик попал в кадр. Из-за этого он сильно стал возмущаться и настраивать других людей против меня. Ради мира пришлось удалить кадр и перефотографировать дерево, но уже без мужчины. Ему понравился мой поступок и он широко заулыбался.

Что значит ехать по Либерии ночью

Чем дальше, тем дорога становилась сложнее, – огромные лужи и вязкая глина. А хуже всего, что наступила тёмная африканская ночь. Наш джип бесконечно ломается. Мы стоим посреди джунглей, отчётливо слышны все дикие звуки природы. Иногда из темноты появляются люди с мачете, возвращающиеся с поля.

Ночная интрига нарастает, а интуиция подсказывает, что что-то должно произойти. В полной тьме даже не видно, когда начинается деревня. Но наш водитель обязательно останавливается в каждой из них. К моему удивлению, люди в деревнях не спят даже в полночь. Сидят на лавочках и болтают или снуют туда-сюда. А появление белого человека посреди ночи – это как явление ангела. Дети бегут на нас смотреть сразу, а взрослые медленно приближаются, ища зацепки пообщаться. Все ведут себя очень смело и порой трудно понять, что будет дальше. Чаще всего начинают разговор с вопроса “ты откуда?” или с предложения что-нибудь купить.

Бесконечный ремонт джипа при свете мобильных телефонов не сулит ничего хорошего. Я дал водителю и его помощнику свой фонарик, но и это не ускорило ремонт. Наш джип под горку просто не тянет и глохнет. Наш молодой водитель с этого всего лишь смеётся.

В одной из деревень водитель джипа выпил неизвестный науке энергетический напиток. После этого он начал окончательно тупить. Неудивительно, что за следующие полчаса мы дважды (!) попали в аварию.

Первый раз этот “умник” пустил машину с горки, выключив двигатель и фары. Через сотню метров мы влепились в стоящий на обочине другой джип. Судя по всему, там тоже были выключены габаритные огни. Водители немного поссорились и мы поехали дальше.

А вторая авария привела к окончанию нашей поездки с этим тупым водителем. Когда джип заглох в очередной раз, не дотянув до вершины горки, наш драйвер решил сдать назад и снова выключил фары. Когда скорость уже была приличной, он вдруг вывернул резко руль влево и дальше всё происходило, как в замедленном кадре. Сначала мы почувствовали трение днищем о щебёнку, затем полёт и мощный удар задним бортом в скалу. От резкого движения назад я ударился головой. К счастью, в месте удара лежала мягкая сумка с вещами.

Мы быстро выбрались из машины и при свете фонарика увидели, как упёршийся в скал джип сидит в канаве, с торчащим вверх носом. Некоторые канистры с подсолнечным маслом поразлетались по темноте. Приехали, короче! Нас утешила мысль о том, что на нашем пути оказалась скала, а не пропасть.

Василий, будучи сам водителем, оценил действия нашего драйвера, как неадекватные. Но это уже не имело значения. Мы оказались глубокой ночью в глубокой африканской провинции. Отсюда нужно как-то выбираться!

К нашему счастью, через полчаса проезжал другой пассажирский джип и остановился нам. Хотя он был заполнен до отказа, но водитель согласился нас забрать. Общими усилиями Васю впихнули в салон, а мне пришлось взобраться на кузов, где на вещах уже ехали трое человек. Во время движения меня здорово подбрасывало, а иногда ветки били по голове. Под звёздным африканским небом путешествие было очень романтичным.

В городке Канпл вышли пару человек и я смог перебраться в салон автомобиля. Посреди площади полно молодёжи, которая бесится. Несколько парней, проходивших мимо машины, увидели нас и начали громко кричать “Hello, mister!” Я подумал о том, что я бы на их месте спал давно в 2 часа ночи.

По пути к границе мы встречали машины, которые застряли в грязи надолго. Однажды мы и сами застряли, поэтому пришлось выталкивать джип из грязи, запачкавшись по самые уши.

На границу мы приехали в 4 часа утра, совсем разбитые после трудной дороги и приключений, постигших нас. Хотелось только одного – уснуть. Водитель разрешил спать до 6 утра в автомобиле и я сразу же отключился. Всё же лучше, чем под открытым небом.

Путешествие по Либерии получилось адреналиновым, но я ни о чём не жалею. Соприкосновение с местной жизнью в провинциальных районах многому учит. Меня особенно впечатляет, насколько терпеливые здесь живут люди, которые все трудности жизни встречают с улыбкой. И ещё у них хватает сил улыбаться гостям.

Наше путешествие от Дакара до Абиджана продолжается. В заключительной части я расскажу, как мы с Василием благополучно пересекли Кот-д’Ивуар и добрались до конечной точки приключенческого трипа.

ФОТОГРАФИИ ЗДЕСЬ: Л И Б Е Р И Я

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *