Однажды я увидел очень дешёвый авиабилет из Люксембурга в Дакар, столицу западноафриканской страны Сенегал. Купил, не глядя, как говорится. А затем начал обдумывать дальнейший план действий и искать попутчика. Что из этого вышло? Попутчиком стал мой друг Василий, с которым мы уже вместе в Африке бывали раньше. А маршрут был намечен сложный – проехать напролом от Дакара до Абиджана, крупного экономического центра в Кот-д’Ивуаре. Мы решили пересечь 7 стран западной Африки: Сенегал, Гамбию, Гвинею-Бисау, Гвинею, Сьерра-Леоне, Либерию и Кот-д’Ивуар. Трудности, которые мы предвидели, это – открытие виз, плохие дороги, тропические болезни и преступность. Но это нас, конечно же, не остановило.
Начало пути – Дакар
15 сентября 2018. Утром мы вышли из недавно построенного аэропорта Дакара “Блез Диань”. От него до города ещё ехать нужно целых 50 километров. На автобусной остановке нас пригласили в автобус высокие красивые парни из народа волоф. Рядом с ними я чувствовал себя маленьким, а ведь мой рост 190 см! Путь в город по платному автобану преодолевается очень быстро.
В городе мы поехали в район Нгор, чтобы отыскать бельгийку Кристину. Она ждала и волновалась, так как мы с Василием были её первыми гостями по системе “COUCHSURFING”. Знакомство с Кристиной в самом начале пути оказалось очень полезным для нас, ведь она посетила 45 стран Африки. Её советы и подсказки были для нас бесценны.
Смотреть город мы начали с Медины, самого древнего и густонаселенного района Дакара, который сохранил свой первоначальный африканский характер. На узких улочках Медины кипит обычная жизнь – женщины стирают прямо на улице, мужчины что-то мастерят, дети бегают с колесом. На улицах пошире повсюду ведётся бойкая торговля. К сожалению, грязно. Люди злятся, когда их фотографируешь без разрешения. Практически все женщины одеты в яркую разноцветную национальную одежду. В Медине вкусная уличная еда. Популярен багет, начинённый курицей и овощами.
На рыбьем рынке нас увлёк за собой парень в кепке, представившийся босом верфи, где строят пироги. Он, действительно, привёл нас на территорию, где кипела работа. Рабочие смолили, строгали, рубали, пилили дерево, изготавливая пироги. Парень активно нас таскал по всей верфи, показывая, как рабочие делают свою работу, а также уговаривал нас залезть уже в готовую лодку. Всё время рассказывал о конструкции пирог и об успешной рыбалке с них. Нет, экскурсия была реально интересной. Но в конце оной парень попросил у нас денег. Так мы и не поняли – бос он или босый?
Обратно в Нгор мы решили поехать городским автобусом, о чём быстро пожалели. Путь в несколько километров мы пробирались по пробкам целый час. Развлекали себя тем, что наблюдали за пасажирами в разноцветных нарядах. По пути увидели украинское посольство и, хотя там был выходной день, это не помешало нам сделать селфи на его фоне.
Вечером Кристина пошла с нами на пешую прогулку,чтобы показать мыс Альмади, самую западную точку Африки, находящуюся здесь совсем рядышком. На мысе даже знака нету, что это западная точка. Есть какой-то ресторан и куча мусора вокруг него.
Я захотел увидеть деревню народа лебу. Шли мы туда долго, петляя по грязным улочкам. А деревней оказался квартал города, в котором обособленно живут лебу. Они отличаются от волоф одеждой, не против фотографироваться и сразу поют на камеру. Перед нами усадили на стол малыша, чтобы мы его гладили и снимали, сколько влезет. Все остались довольны.
Под конец прогулки присели в кафе с видом на пляж и пили местное пиво. Наблюдая за взрослыми мужчинами, резвящимися в море, как дети, я не мог понять, откуда у них столько энергии.
Первый день в Сенегале порадовал дружелюбием местных жителей и полезным знакомством с Кристиной. Как же хочется спать после перелёта, прогулки и пива…
Путь в Гамбию с препятствиями
16 сентября. Мы покинули дом Кристины очень рано, ещё в 5-30 утра. Она проводила нас до остановки, где помогла договориться недорого с таксистом отвезти нас на ближайший автовокзал. Отсюда в 7-00 утра отправляется единственный автобус в Банжул, столицу Гамбии. Хотя мы приехали за 1 час до его отправления, но увы, все места были уже заняты. Попытки договориться с водителем оказались безуспешными. Что же делать?
Неожиданно к нам подошли две женщины и предложили ехать вместе на такси на другой автовокзал, откуда, по их словам, отправляются машины до границы с Гамбией. Мы согласились и последовали за нашими гидами в разноцветных одеждах. Хади и Мария, так звали женщин, с первых же минут стали нас так заботливо опекать, что было даже неловко.
Хади договаривалась за такси по выгодной цене. В опасном районе она строго приказала нам смотреть за вещами. А когда рослая Хади стояла сбоку, поставив руки на пояс и серьёзным взглядом осматривала всех проходящих, то в этот момент я почувствовал, будто у меня появился личный телохранитель.
На границу с Гамбией отправляются минивэны по заполнению. Нам с Василием, учитывая наш рост, сидеть в третьем ряду было крайне неудобно. Наши головы упирались в потолок, а ноги не помещались. Зато доехали быстро, приблизительно за 5 часов, по нормальному асфальту.
По пути сделали только две остановки, чтобы размять ноги и сходить в туалет. Одна из остановок была в городе Каолак, который считается одним из грязнейших городов Африки. На улицах свалены горы мусора, питьевая вода отсутствует, свирепствуют эпидемии малярии, холеры и жёлтой лихорадки. А недавно даже эпидемия проказы была. Это Африка!
Гамбийские приключения
Мы знали, что существует 72-часовый безвизовый транзит из Сенегала в Сенегал через территорию Гамбии. Мы едем из Дакара в Зигиншор, вроде всё складывается. Но на практике всё оказалось не так просто. Сначала красивый улыбающийся парень переписал паспортные данные в журнал (компьютеров у них до сих пор нет). Другой улыбчивый пограничник проводил нас в кабинет офицера. Там вся радость и закончилась. Офицер-коррупционер потребовал по 100 $ с каждого за транзит. За нас вступилась Хади, но и это не помогло. Офицер кричал: “Это Африка! Я здесь решаю, сколько платить!” Позже сторговались за 100 $ на двоих и то на 2 дня транзита.
Приехали в Барру, чтобы сесть на паром в Банжул. Оставались считанные минуты до отправления парома, мы торопились и тут… бац! Нас приглашает в кабинет офицер спецслужбы. Прочитал длинную лекцию о доблести их ведомства. Сказал, что утром у границы с Сенегалом его люди предотвратили атаку на нас. Странно, что мы этого не заметили. Пиар, что ли? Офицер просил выложить на стол все деньги. Потом сказал, что ему не нужны деньги, он призван нас защищать. В конце всё же попросил подарок, не удержался. И очень просил, чтобы мы хорошо отзывались о Гамбии. Ага, особенно о коррупции на границе ))
Пока нам офицер спецслужбы лекцию читал, наш паром тю-тю. Пришлось ждать следующий рейс почти полтора часа. Пока Хади слушала вместе с нами лекцию, Мария верно ждала под дверью и пропустила паром ради нас. Даже когда мы ходили купить еду и умываться, наши «телохранительницы» присматривали за нами.
Наконец старый паром, до отказа забитый автомобилями и людьми, перевёз нас через реку Гамбия в столицу страны.
В Банжуле мы не задержались, потому что в следующем городе Серекунда нас ждал Марре, парень с couchsurfing. На такси мы проехали под главной достопримечательностью Банжула Arch 22. Это такая огромная триумфальная арка, на которую все залезают и снимают с неё город.
По приезду в Серекунду, Хади и Мария дождались вместе с нами Марре. Когда он появился, женщины осмотрели его внимательно, что-то спросили и передали нас «из рук в руки». С Хади из народа волоф и с Марией из народа мандинка мы расстались, как родные.
В гостях у Марре
Марре – простой парень из народа фульбе, работает в школе учителем английского языка. Очень спокойный и уравновешенный человек. Дом его тоже очень простой, расположенный в частном секторе на маленькой улочке. У нас появилась возможность не только увидеть, но и попробовать жизнь изнутри в африканских условиях.
Марре отдал нам свою комнату с большим матрасом на полу, а сам ютился в прихожей на старом кресле. После дороги нужен душ. Им служит помещение с дырявой дверью, за которой есть кран с водой (это очень хорошо!), ведро и банка из под каски вместо кружки.
После душа Марре угощал нас африканским чаем, больше у него ничего не было. После процедуры многократного переливания из стакана в стакан, мы попробовали этот горький приторный чай. У нас это называется чефир. После него хочется пить много воды.
Пока пили чай на скамейке на улице, мимо проходили люди и приветливо махали нам руками, а некоторые подходили пообщаться. Прибежали цветные дети и облепили нас так, что ничего не оставалось, как фотографироваться вместе с ними.
Ближе к вечеру Марре предложил поехать на пляж и прогуляться по городу. Отличная идея! Прыгнули в такси и уже через 20 минут мы гуляли по песчаному атлантическому пляжу. Океан вечером красивый и местного народа много отдыхает. Люди купаются, играют в волейбол, катаются на лошадях, пьют пиво, смеются. Всё, как обычно на пляже. Мы гуляли по песку, наслаждаясь океаном, пока не стемнело.
На обратном пути немного прогулялись по городу и зашли в кафе, где кушают местные. Поужинали и накормили Марре, чему он был очень рад. Уже по темноте вернулись домой и отправились спать. Но ночь оказалась испытанием из-за комаров. Не было от них спасения даже под простынью. Мы переживали только об одном, чтобы эти комары не перенесли нам малярию.
Везение в Зигиншоре
17 сентября. Добрый Марре проводил нас до маршрутки в Брикаму. Этот город второй по величине в Гамбии и расположен на 15 км южнее Серекунды. Из Брикамы мы нашли машину до границы. Перед отъездом к нам очень сильно приставали девочки, нагло пытаясь продать нам печенье. Они так надоедали, что даже спокойный Василий повысил на них голос. Ещё действовало, когда я наводил на назойливых девочек объектив фотоаппарата, – они тут же убегали.
Я заметил, что во многих местах Африки продают билеты на транспорт по принципу лоукостов. Сначала выписывают билет недорого. Затем начинают отдельно требовать деньги за багаж, но уже дорого. Иногда предлагают лучшие места за доплату или выкупить соседнее место, чтобы ехать с “комфортом”.
На границе мы попали в новое приключение. Сенегальский пограничник Василия пропустил без вопросов, а вот на моём паспорте его осенила мысль: “где виза?” Мои объяснения, что Сенегал безвизовый для граждан Украины и что два дня назад нас пропустили таким образом в аэропорту, офицера не убедили. Он вернул Василия и аннулировал ему только что поставленный штамп о въезде в страну. Злой офицер наотрез отказался нас пускать в Сенегал, потрясая перед нами каким-то старым списком и начал отправлять в Гамбию за визой.
Пришлось звонить в консульство Украины в Дакаре. Благо, что было рабочее время и что у Василия была местная сим-карта. Я описал ситуацию и дал сотруднице консульства номер телефона офицера, который он согласился сообщить нам. Приблизительно через 15 минут расстроенный офицер позвал нас и поставил нам штампы о въезде. Было очевидно, что разговор с представителем консульства пошёл ему на пользу. В своё оправдание обиженный офицер говорил, что мы ему предоставили неточную информацию. Что он имел в виду, так и осталось загадкой.
Продвигались в сторону Зигиншора медленно из-за множества блокпостов. Приблизительно через каждые 10 км на дороге лежат брёвна, между которыми каждый водитель должен допетлять до военного поста. Солдаты, а затем и полиция в обязательном порядке проверяли наши документы. В этом регионе Казаманс периодически бывают столкновения военных с повстанцами, поэтому такие меры безопасности. Ещё здесь заметно поменялась растительность – начались тропические джунгли.
В Зигиншоре нас высадили на грязной вонючей автостанции. Мы постарались оттуда побыстрее удалиться и направились в консульство Гвинеи-Бисау. К сожалению, мы пришли по старому адресу, зря петляя между лужами. Но нас выручил сосед, который просто так отвёз нас по новому адресу консульства. А здесь мы опоздали, увы.
И вдруг нам неожиданно повезло. Мы увидели отъезжающего сотрудника консульства и подошли к нему с вопросами о получении визы. Также сказали, что хотим отправиться в его страну уже завтра утром. Это оказался вице-консул, который даже немного говорил по-русски. Он раньше работал в посольстве Гвинеи-Бисау в Москве. Вице-консул сказал нам по-русски:”Хорошо, я помогу вам. Я сделаю вам визы дома. Садитесь в машину”. Так мы попали домой к вице-консулу посольства Гвинеи-Бисау.
Визы Гвинеи-Бисау были вклеены в наши паспорта немедленно, цена вопроса – 32 евро. Затем Луис Корея, так зовут вице-консула, пригласил нас на ужин в кругу его семьи. Всё просто – в центре большая миска с едой, вокруг которой сидят члены семьи и едят руками. Нам, как людям из Европы, выдали ложки )) На ужин подавали рис с рыбой.
Гостеприимный вице-консул проводил нас и дал рекомендации, что посмотреть в городе и где переночевать. Позже мы остановились в отеле на берегу реки. Вечером гуляли по городу и, как обычно, не обошлось без приключений. Нам понравилась картина на заборе, на которой изображён солдат, ведущий на казнь браконьера, срезавшего дерево. Мы сфотографировали картину, конечно же. Вдруг за нашими спинами раздались голоса охранников, осуждающие наш поступок. Оказалось, что это стена тюрьмы, а мы и не заметили. Охранники нас поняли и отпустили.
Начало пути из Дакара в Абиджан получилось эмоциональным и полным ежедневных приключений. Это интригует. Посмотрим, что нас ждёт завтра в Гвинее-Бисау.