На языке коренных индейских племён Ямайка означает “земля ручьёв”. За последние 500 лет после открытия острова Христофором Колумбом многое изменилось. За период испанского господства коренные индейцы араваки на Ямайке исчезли полностью. В качестве рабочей силы испанцы уже в начале 16-го века стали завозить на Ямайку негров-рабов из Африки. Позже испанцев вытеснили англичане, но и те в середине прошлого века оставили Ямайку в покое. Сейчас здесь почти всё население – это потомки африканских рабов. Это остров чернокожих людей, просто находится он не в Африке, а в Карибском море.
Но природа острова Ямайка так же красива и величественна, это по-прежнему земля ручьёв. А ещё это земля красивых пляжей и неповторимых горных ландшафтов. Сегодня Ямайку называют страной вечного лета и музыки регги. Омрачает пребывание белого человека на острове разве что тот факт, что Ямайка входит в десятку самых криминальных стран мира. Туристам не советуется ходить по городам в одиночку и пользоваться общественным транспортом.
Колумб открыл Америку в 1 492 году, а моё открытие этого региона случилось ровно через 525 лет )) И началось моё знакомство с Америкой именно с прекрасного и одновременно опасного острова Ямайка. Уже не терпится вам рассказать о своих приключениях.
Как я добрался до Ямайки
Возможность полететь на Ямайку появилась неожиданно после того, когда я увидел в рассылке акционный перелёт за 271 евро в оба конца. Рейс выполняет авиакомпания TUI из Брюсселя в Монтего-Бей, с промежуточной посадкой в Санто-Доминго (Доминикана). А один из моих друзей охотно откликнулся оплатить этот перелёт. Вот так благодаря акции и хорошему человеку состоялось моё первое путешествие в Америку.
17 мая 2017 г. Первый полёт через Атлантический океан был для меня эмоциональным событием. Я сидел у окна и с интересом следил за тем, как мы пролетали над Англией, югом Ирландии и бескрайними синими океанскими просторами. После Бермудских островов самолёт набрал высоту ещё на 2 000 метров и после этого попал в зону турбулентности. Я не помню, чтобы раньше попадал в такую сильную тряску. Поневоле вспоминались истории о пропавших кораблях и самолётах в Бермудском треугольнике.
Среди пассажиров заполненного самолёта я встретил много русских туристов, но подавляющее большинство были всё же европейцы. Почти все они вышли в Санто-Доминго и стало понятно, что на Ямайку летит всего около 30 человек, оставшихся в салоне. Но и этот остаток попросили позже покинуть борт и отправили в транзитную зону аэропорта. Там мы провели около часа, пока самолёт заправляли и пока бортпроводницы собирали горы мусора, оставленные пассажирами.
В аэропорту Монтего-Бей на пограничном контроле поинтересовались лишь тем, в каком отеле я буду жить, после чего поставили штамп в мой новый паспорт. Ещё дали визитку министерства здоровья. Как видно, для граждан Украины попадание на Ямайку является безвизовым и бесплатным.
Первое впечатление и первое приключение
Первое впечатление связано с жителями острова. Я много прочитал в интернете о ямайцах и их свободных нравах. И вот, прямо в аэропорту я увидел всё это своими глазами. Многие люди ведут себя очень расслабленно, даже на работе. Некоторые сотрудники аэропорта и прилегающих торговых точек пританцовывают под музыку регги и обнимаются. Здесь во время общения принято ложить руку на плечо или держаться за руки, независимо от пола собеседника.
Пока я ждал у выхода из здания аэропорта свои новые приключения, рядом со мной высокий ямаец с бейджем открыто болтал с тремя женщинами о сексе. Когда одна из них ответила резко, он не растерялся и повернувшись ко мне, сказал: “она согласна, но хочет денег”.
Первое приключение связано также с ямайцами, а точнее, с криминалом. В социальной сети couchsurfing, которая многократно меня выручала во время путешествий по миру, я договорился с парнем по имени Дамар о бесплатном ночлеге. Его репутация, согласно отзывов на его странице, не вызывала сомнений. Да, и в переписке парень был тактичным и серьёзным. Но в реальности меня ждал неприятный сюрприз.
Дамар обещал встретить меня в аэропорту, но вместо этого он написал, что застрял в пробке и будет позже. Я засомневался, что в небольшом городе могут быть пробки. Спустя 2 часа, когда стемнело, Дамар появился вместе с девушкой и заявил, что сейчас возьмёт такси к нему домой. Рядом стояли десятки таксистов, которые готовы были за 1-1,5 $ отвезти в любую часть города. Но Дамар ушёл куда-то за поворот и вернулся оттуда в микроавтобусе без обозначения такси. В машине был водитель и ещё один пассажир. У меня были конкретные сомнения, но я сделал ошибку и таки сел в так называемое такси.
Дальше события разворачивались, как в триллере. Проехав около 3 километров, парни припарковались в тёмном месте в 100 метрах от какого-то бара. Водитель резко открыл заднюю дверь и также резко приказал мне: “выходи!” Я уже подготовился к такому повороту и спрятал сумку с документами в рюкзак, а рюкзак затянул потуже на плечах. Когда я вышел из машины, три парня плотно окружили меня, а самый агрессивный, водитель, потребовал 60 $ за проезд. Я понимал, что на этом всё не закончится и ещё одной ошибкой будет достать кошелёк. Он выделялся в кармане джинсов и водитель постучал пальцами по нему, подгоняя меня. Я отказался и на меня заорали: “Деньги давай!” Всё шло к ограблению, поэтому я попробовал вести переговоры, чтобы снять напряжение.
– Ребята, я согласен, 60 $ – это ж не деньги. Только здесь темно и ничего не видно. Давайте пойдём в бар, там я угощу вас пивом и заплачу за проезд.
Предлагая это, я просто хотел выйти из тёмного места на свет. И парни повелись.
– Ок, пойдём, – согласился водитель.
Бар представлял собой притон наркоманов, где было так накурено, что я не мог дышать. Оказалось, что моих потенциальных грабителей здесь прекрасно знают. Пока я делал вид, что выбираю напитки для моих врагов, боковым зрением заметил двоих полицейских, которые зашли в кафе напротив. Я намеренно закашлялся от дыма и предложил перейти в кафе через дорогу. Парни не сильно хотели, но поверили мне.
Когда мы вошли в кафе, то при виде полицейских мои несостоявшиеся грабители вернулись на улицу. Я обратился к полицейским с просьбой выйти со мной на улицу и помочь мне поймать такси до отеля, в котором у меня была бронь на всякий случай. Полицейские заволновались, что случилось, но я не стал им говорить о своих приключениях, чтобы избежать поездки в полицейский участок для разборок. Они сразу же поймали для меня такси и я уехал на глазах у моих обидчиков. Мне просто повезло!
Таксист по имени Джеван отвёз меня к отелю за 1 $. Правда, болтливый такой попался. Даже визитку мне свою всунул на случай, если я захочу покурить марихуану или снять проститутку. Вот такая она, вечерняя Ямайка!
Знакомство с Монтего-Бей
18 мая. Утро провёл в отеле, отсыпаясь после вчерашнего перелёта и стресса. Ровно в 11-00 пришёл хозяин отеля и напомнил, что мне пора уходить. Сегодняшний день я планировал провести, осматривая город, а вот вопрос ночлега из-за вчерашнего провала оставался открытым.
Мой отель находился в Даунтауне, самой опасной части города, где жизнь показана без прикрас. Даже местные жители в целях безопасности стараются передвигаться здесь на такси. Я понимал, что самым безопасным местом в округе является Зал Царства Свидетелей Иеговы, расположенный в 10 минутах ходьбы. По пути к нему ко мне приставали две женщины. Первая хотела продать марихуану, а вторая просила денег для новорожденного малыша.
Зал Царства был закрыт, но мимо проезжал Питер из местного собрания и заметил меня. Это было приятное знакомство и, пока я ехал с Питером в джипе, то чувствовал себя уверенно. По пути к центру города Питер рассказал мне подробно, как следует и не следует себя вести белому человеку в Монтего-Бей. Я был предупреждён о том, в какие улицы не стоит вообще заходить, если я не хочу быть ограбленным или даже убитым. Мы договорились с Питером встретиться вечером в Зале Царства, после чего он оставил меня напротив форта Монтего.
Я думал, что форт представляет собой старинное здание, как минимум. А от него осталось три пушки за закрытыми воротами и остатки стены, тоже под замком. Я утешал себя мыслью о том, что пушки оригинальные и это исторический памятник колониальной эпохи Ямайки.
Зато на месте форта расположен сувенирный рынок. Там со мной стали знакомиться скучающие продавцы с целью продать хоть что-нибудь. Начинался дождь и одна из торгующих женщин по имени Джен пригласила меня укрыться под навесом. Она предлагала мне остановиться на ночь у её друга, но мне этот вариант казался рискованным. Наш разговор услышал продавец Байрон из соседнего киоска и начал предлагать свой вариант ночлега. Сначала он показал фотографии нескольких проституток, а затем предложил остановиться у любой из них за 100 $. Поблагодарив обоих за желание “помочь”, по окончании дождя я отправился на пляж.
Чем занимаются ямайцы в свободное время
Впервые в жизни я искупался в тёплой воде Карибского моря, после чего остался немного отдохнуть на малолюдном пляже. У меня появилась возможность понаблюдать за тем, чем занимаются ямайцы в свободное время.
Вот на пляже появились 10 парней с футбольным мячом. Около 3 минут четверо из них активно погоняли мяч по песку. Затем все дружно присели в тени деревьев и покурили марихуану. Вскоре компания “поймала кайф” и пошла купаться. Потеряв чувство времени и пространства, парни откровенно бесились, топили друг друга в море, а иногда беспричинно смеялись. Выйдя на берег, покурили ещё раз и им стало совсем не до футбола. Я понял, что мне пора перейти на новое место.
На новом месте ко мне подошёл растаман Аматела с фотографией девочки на груди, с бородой, дредами и в разноцветной шапке. Он постоянно улыбался и старался побольше мне рассказать о своей религии – растафарианстве.
Растафарианство. В середине прошлого столетия ямайские растаманы провозгласили Рас Тафари Маконнена, больше известного как императора Эфиопии Хайле Селассие I, “Черным Царем” и своим богом. Завезённые на остров и порабощенные европейцами, растаманы мечтали вернуться в Африку с помощью своего бога и там обрести настоящую свободу. Желание чёрных рабов вернуться на этническую родину, а также другие растаманские ценности воспеваются в песнях Боба Марли, лидера группы «The Wailers».
Религия раста провозглашает, что смысл жизни в радости. Каждый растаман склонен писать стихи, рисовать, заниматься народными промыслами, но главное – петь и танцевать. Религиозные песнопения растаманов положили начало музыкальному стилю регги, ставшему культовым на Ямайке. Регги – это музыка внутренней свободы и неприятия привычного миропорядка.
Бросается в глаза и внешний вид растаманов. Обычно они с дредами на голове, в свободной одежде красно-жёлто-зелёной цветовой гаммы, с изображением конопли. Марихуана же употребляется растаманами обязательно, но больше в ритуальных целях. Они считают, что курение травки очищает совесть и даёт честную самооценку.
На этом же пляже моё внимание привлёк парень-растаман, отбивавший на камаджане африканскую мелодию. Рядом сидела девушка и делала запись музыки. Парень охотно дал мне интервью, в котором рассказал, что это его собственное произведение и что он стремится стать таким известным, как его кумир Боб Марли.
Ко мне подходили знакомиться и другие обитатели пляжа. Запомнился парень, который очень тактично хотел продать мне марихуану. Он даже позволил его сфотографировать с самокруткой на ладони.
Когда снова начался дождь, я отправился обратно на сувенирный рынок к Джен, которая повторно меня укрыла под крышей киоска. По пути меня остановили две женщины-полицейские. Оказалось, что они просто захотели со мной сфотографироваться 🙂
Вечером я вернулся в Зал Царства, где меня очень гостеприимно приняли местные Свидетели Иеговы. Там же решился и вопрос о проживании на следующие три дня. Меня с готовностью принял к себе пожить пожилой мужчина по имени Оуэн.
Поездка в Негрил на известный пляж
19 мая. Утром проснулся от запаха чего-то горелого. Первая мысль была, что в доме пожар. А оказалось, что это Оуэн жарит грейпфрут на газовой плите. На вид и для обоняния это было что-то ужасное, но не на вкус. Оуэн оформил на тарелке ямайское блюдо, – внутри жареных кусков грейпфрута положил рыбу, местный фрукт аки, лук, чеснок и перец. Это было было неповторимо вкусно!
В отличном настроении я отправился в посёлок Негрил, расположенный в 80 км на юго-запад. Водитель ждёт, пока маршрутка заполняется до отказа и затем на бешеной скорости мчится вдоль моря в посёлок Люси. Я предусмотрительно занял место рядом с водителем и поэтому мог хорошо видеть море и фотографировать. В Люси я сделал пересадку на такси до Негрила, но в этот раз меня ждала поездка в комфортной тойоте.
В Негриле я без раздумий отправился на один из прекраснейших в мире пляжей. Эта полоса золотого песка растянулась на 7 миль, здесь относительно тихо и спокойно. Море местами бирюзового цвета, такое я видел на Мальдивах. Я провёл на этом пляже почти весь день, наслаждаясь тёплой водой Карибского моря и жёлтым песком. Только иногда спокойствие нарушали своими криками парни в приспущенных ниже трусов шортах, продающие рыбу и крабов.
Вечером я уехал в Люси, где зашёл поужинать в кафешку. Но поужинать спокойно не дали три девушки приблизительно 17 лет, жаждущие знакомства с белым иностранцем. Одна из них была с маленьким ребёнком и попросила денег, чтобы покормить малыша. Но когда такой подход не сработал, девушки стали выманывать деньги другими способами.
– Мистер, дай нам 20 $ на такси и мы приедем вечером к тебе в отель.
– Я не живу в отеле и вообще еду в Монтего-Бей, – ответил им.
– А хочешь секс с тремя девушками? Мы хорошенькие. Всего 100 $…
– Не хочу.
– Тогда угости нас алкоголем и мы поедем с тобой в Монтего-Бей.
– Нет, не надо.
– Тогда сфотографируй нас. Ну, пожалуйста…
Я наивно подумал, что после того, как я их сфотографирую, они отстанут. А одна из них после этого заявила:
– Дай 10 $ за фото и угости алкоголем. А хочешь сделать интимные фото?
Когда я закончил ужинать у хотел уйти, одна девушка стала меня держать за руку и обнажать грудь, уговаривая меня остаться. Но я не остался )) Эта же девушка по имени Ким проводила меня до самой автостанции, всё ещё надеясь уехать со мной в Монтего-Бей. Да, девушкам сегодня не повезло, потому что я не по этим делам.
Кроме распространённой безнравственности, на острове частенько встречается ненависть к белым. У меня сегодня было два таких случая. Сначала в Негриле в кафе какой-то мужчина демонстративно пересел, не желая кушать со мной за одним столиком, при этом что-то злобно фыркая в мой адрес. А на дороге один подросток кричал мне с мотоцикла: “Белый, я убью тебя!”
Но, несмотря на неприятное поведение жителей острова, сам остров мне очень нравится. Да и не все люди плохие, как кажется на первый взгляд. Я очень интересно пообщался с пассажирами по пути в Монтего-Бей. Они были очень дружелюбны ко мне и даже угощали манго.
Субботнее утро ямайского пенсионера
20 мая. Каждую субботу рано утром Оуэн посещает местный рынок. Это очень сильно напомнило мне то, что я делаю ежесубботно дома. Оуэну 72 года и силы уже не те, что в молодости, поэтому мне досталась нелёгкая работа носильщика сумок. Оуэн постепенно заполнил сумки овощами, фруктами и мясом, так что я и сам уже был не против, чтобы кто-то помог мне это тащить.
Рынок в Монтего-Бей колоритный и шумный. Вот разрубали мачете кокос и тут же дали покупателям пить его молоко. А вот со всего размаху рубают ещё большим мачете мясо, а кости почему-то режут пилой. Мимо меня иногда проносятся забавные тележки с товаром, управляемые при помощи руля и тормозов. Парни так их разгоняли с горки, а потом со скрежетом тормозили, что становилось страшно.
Вернувшись домой, мы приготовили из купленных продуктов папчай (так его называл Оуэн) – ещё одно популярное на Ямайке блюдо. Состоит оно из множества жареных-вареных овощей, рыбы и посыпано перцем. Это было не менее вкусно, как и аки из жареного грейпфрута.
После завтрака я сопровождал Оуэна в поликлинику, так как у него больная нога. Но, к сожалению, врач отсутствовал и пожилому человеку с грустью пришлось вернуться домой. А я остался в центре города, чтобы досмотреть то, что не успел за предыдущие дни.
Площадь Сэм-Шарп и сувенирный рынок
Прежде всего моё внимание привлёк памятник Сэму Шарпу на одноимённой площади. Этот национальный герой Ямайки, изображённый с Библией в руках, был лидером повстанческого баптистского воинства 1832 года. На площади Сэм-Шарп также расположена Кейдж (Клетка), некогда тюрьма для беглых рабов, а затем для любых чернокожих, которых полицейские встречали на улицах после трёх часов ночи в воскресенье.
На площади ко мне сильно приставал местный “гид”, желающий за деньги показать центр города. Я ему отказал и он сильно обиделся. Но парень всё равно ходил за мной и комментировал всё, что я вижу и фотографирую. Хотя я его и игнорировал, но в конце “гид” потребовал денег за свои навязанные услуги. Пришлось ещё раз его обидеть. Но на этот раз он обнаглел настолько, что хватался руками за мою сумочку, требуя своих “заработанных” денег. Пришлось быстрыми шагами уходить на другую улицу.
Когда я был на сувенирном рынке, то познакомился там с женщиной по имени Симм, торговавшей сувенирами, она имела значок “JW”. Симм была так рада встретить соверующего, что организовала чаепитие на рабочем месте. К нам подтянулись пятеро детей, игравших рядом. Они для меня пели и танцевали, а когда я их снимал на видео, то они расплывались в милых улыбках.
Вечером пошёл тропический ливень и я вернулся домой к Оуэну. За ужином он рассказывал о том, как сильно любил свою жену и как сильно за ней скучает. Вспоминал, как вместе они строили этот дом, как вместе готовили ужины и ухаживали за цветами, а потом неожиданно всё прекратилось. Оуэн убеждён в том, что его разлука с супругой временна и верит, что в скором раю Иисус Христос воскресит её и они снова будут вместе, уже вечно.
Прощание с Ямайкой
21 мая. Известно, что Ямайка имеет наибольшее в мире количество церквей на квадратный километр. В большинстве своём это протестантские церкви различных конфессий. Неудивительно, что уже с 7 часов утра в воскресенье по всем холмам Даун-тауна распространилось религиозное песнопение. Люди в этот день становятся нарядными и спешат на свои богослужения. Мы с Оуэном также отправились на христианскую встречу в Зал Царства Свидетелей Иеговы.
После этой встречи Джоэль, с которым мы только что познакомились, отвёз меня в аэропорт. Там я снова встретил много белых людей, в основном американцев, которые очень любят валяться на охраняемых пляжах Ямайки. И вряд ли эти “матрасники” близко соприкасаются с местной жизнью и тем более не вникают в традиции острова. Я же смотрю другими глазами, сосредотачиваясь на наблюдениях за местной жизнью. Пусть это иногда и рискованнее, но оно того стоит!
Улетая обратно в Брюссель, я вспоминал 4 дня, проведённые на острове Ямайка и ни о чём не жалел, даже о неприятном случае с попыткой ограбления. Всё это – новые приобретения, такие как опыт, впечатления и мудрость. А это дороже денег…
ФОТО ЯМАЙКИ: J A M A I K A