Несколько раз проезжал рядом с Приднестровьем, а попадать туда ни разу не приходилось. И вот, спланировал специальную поездку. Хотя первоначальный план прокатиться вдоль Днестра на велосипеде провалился из-за болезни напарника, всё-таки я отправился туда самостоятельно, но немного другим образом.
10 июля 2012 года
Встав рано утром в Иршанске (Житомирская область) и добравшись первой маршруткой до ближайшей станции Новая Боровая, я сначала отправился пригородным поездом в Казатин (Винницкая область).
В Казатине купил билет на поезд № 123 “Аркадия” сообщением Киев – Одесса и через 5 часов вышел на станции Слободка (Одесская область) в 5 км от границы с Приднестровской Молдавской Республикой. Там уже поджидал автобус, старенький “лаз”, до Рыбницы. Его время отправления напрямую зависит от прибытия киевского поезда.
Около 17-00 я был на границе. В украинском “Тимково” всё просто – пограничник собрал паспорта у пассажиров, через минут 10 вернул и пожелал счастливого пути. А вот на приднестровской таможне “Броштень” пограничники всё стараются усложнить, придавая своими выдумками серьёзности статусу республики. Кроме обычной проверки паспорта, требуется заполнить иммиграционную карточку с обязательным указанием адреса планируемой остановки. Я написал адрес Зала Царства Свидетелей Иеговы в Тирасполе и они остались довольны. При всей простоте процедуры прохождения границы, погранцы постарались потянуть время, как можно дольше, пристав к одной из пассажирок по причине её багажа. Когда она рассердилась и назвала Приднестровье “чёрной дырой”, бедную женщину вообще задержали на таможне и скомандовали водителю ехать без этой пассажирки. Мне лично не понравилось хамское отношение к людям со стороны приднестровских пограничников.
Перевалив через несколько холмов, засаженных подсолнечником, я приехал в Рыбницу – город, расположенный на левом берегу Днестра и отделенный от реки бетонной дамбой. Рыбница – крупный производственный и промышленный центр. Здесь расположен сахарозавод, спиртзавод, металлургический и цементно-шиферный комбинаты, а также завод центробежных насосов. Имеет вид современного города, где преобладают многоэтажные здания. К тому же, Рыбница является родиной недавно избранного президента Приднестровской Молдавской Республики – Шевчука Евгения. Может поэтому в городе царит порядок, чистота и все переходят дорогу строго по пешеходным переходам. Ещё сразу что бросается в глаза, так это вездесущая надпись “Шериф”. Супермаркеты, заправки, магазинчики – всё “Шериф”. Такое впечатление, что Приднестровье – это и есть “Шериф”. На самом деле, это торговая инфраструктура, обладающая сетью супермаркетов, минимаркетов, заправок и оптовых магазинов.
А перед мостом через Днестр КПП, потому что за рекой уже Молдавия.
Первое впечатление, что ты попал в Советский Союз. Отчасти, это так и есть. В Приднестровье много чего об этом напоминает: символы с серпом и молотом, красная звезда, города до сих пор награждают орденами, повсюду ларьки по продаже пива и квасы, есть автоматы с газированной водой, магазины закрываются на перучёт, а также статистика происшествий на дорогах.
До города Дубоссары добрался автостопом. Меня подвозила внимательная супружеская пара Вася и Алёна, которые ехали к дочери в пионерский лагерь. Сначала я пошёл посмотреть поближе Днестр.
Затем совершил прогулку по центральной части города.
Дело было вечером и надо было подумать о ночлеге. Гостиница “Днестровский сад” оказалось дорогой – 180 рублей. Мне подсказали другую, более дешёвую гостиницу “Дружба”. Но перед тем, как её искать, я пришёл к Залу Царства Свидетелей Иеговы. Там никого не оказалось, да и соседи никого не видели сегодня. Поэтому я вернулся на центральную площадь, чтобы узнать дорогу к “Дружбе”. Здесь я заметил двоих мужчин с сумками и опрятно одетых. Кроме них, на площади больше никого и не было. Направился к ним.
– Вы случайно не Свидетели Иеговы?
– Свидетели Иеговы. И не случайно, – с улыбкой мне ответили.
– Я тоже. Вот, ходил посмотреть Зал Царства, а там никого нет.
– А сейчас ты куда, брат?
– Искать гостиницу “Дружба”.
– Какая гостиница? Идём к нам! После этих слов меня развернули и забрали с собой.
У одного из братьев, Сергея, были ключи от Зала Царства, поэтому я увидел то, что хотел.
Общение с соверующими Виктором и Сергеем прибавило радости и ободрило.
Переночевал у брата Сергея, который живёт в 5 минутах ходьбы от Зала Царства. Также он позволил позвонить жене в Украину.
11 ИЮЛЯ
В 8-30 я отправился пешком на окраину Дубоссар. Там находится памятник, напоминающий о событиях 13 декабря 1991 года, когда появились первые три жертвы Приднестровской войны. Здесь произошло столкновение на мосту и перекрёстке молдавского ОМОНА и местного населения.
Следующая остановка в Григориополе, откуда открывается замечательный вид на Днестр.
К 11 часам я уже достиг Тирасполя – столицы Приднестровья, основанной в в 1792 году российским графом А. В. Суворовым.
Тирасполь является важным политическим, экономическим и культурным центром. Много памятников, напоминающих о войнах разных времён. Особенностью является Мемориал Славы – главный историко-мемориальный комплекс города. Здесь захоронены участникиГражданской войны, Великой отечественной войны, Афганской войны, а также участники обороны Приднестровья от агрессии Молдовы в 1992 году.
В центре города, перед зданием Правительства, неизменно стоит памятник главному идеологу Приднестровья – В. И. Ленину.
С пешемоторного моста открывается вид на городской пляж.
Хотя республика сегодня далека от военных действий, но всё же между приднестровцами и молдаванами иногда чувствуется эмоциональное напряжение. Я наблюдал такую ситуацию при покупке мороженого. Женщина, стоявшая за мной, сказала, что я купил плохое мороженое.
– Почему это? – удивился я.
– Потому что оно молдавское!
Троллейбусом № 19 я доехал до соседнего города Бендеры. Многое здесь тоже напоминает о Приднестровской войне 1992 года, даже залатанные дырки от пуль на девятиэтажках.
Прежде всего в Бендерах меня интересовала турецкая крепость 16 века. По совету солдата из воинской части, на территории которой находится сооружение, я отправился к крепости пешком вдоль Днестра.
С одной стороны, это было отличной идеей, так как искупаться в 36-градусную жару более чем хотелось. Я освежился в водах Днестра.
С другой стороны, эта идея подразумевала подъём на возвышенность, на которой располагалась крепость.
Перед подъёмом обследовал нижнюю часть крепости, где за мной наблюдал бдительный глаз совы.
Вон туда предстояло забраться…
Когда я выдрался наверх, то какие-то рабочие там удивлённо друг у друга спросили: “о, а этот оранжевый откуда взялся?” При подъёме я порвал обувь, съезжая назад по склону и радовался, что мне на голову не бросали камни и не лили горячую смолу. В общем, чувство было такое, что я победитель и только что “взял крепость”.
Наверху было поинтересней.
Перешёл по мосту через ров без воды.
Справа под стеной аллея полководцев и героев.
Ещё правее пушки, смотрящие на Днестр.
Гуляя за стеной можно увидеть и другие интересные памятники, например Ивану Котляревскому и барону Мюнхгаузену.
Вошёл во двор Бендерской крепости. Никто не взял платы за вход.
Покидая крепость, оглянулся назад, чтобы запомнить.
Выходил из крепости уже нормальным путём. В воротах меня и заприметили кассирша и охранник.
– Мужчина, вы откуда взялись?
– Я брал крепость со стороны реки!
– С вас 15 рублей за геройство, – заявила кассир. Пришлось заплатить.
Вернувшись маршруткой № 20 в Тирасполь, посмотрел ещё драмтеатр имени Н. С. Аронецкой, университет имени Т. Г. Шевченко и парк культуры и отдыха “”Победа”.
Наконец, прикупив сувенир местного производства – бутылку коньяка “Белый аист” с завода “Квинт”, я отправился на таможню в Первомайске.
Приднестровский таможенник с присущей всем приднестровским пограничникам наглостью потребовал:
– Давай, выкладывай вещи на стол!
– Я международный путешественник и имею только личные вещи, документы и сувенир в виде 1 бутылки коньяка.
– На тебе что написано, что ты путешественник?
Тут я достал Дорожную Грамоту и протянул ему. Он почитал и после этого пошёл совсем другой разговор.
– Ну как вам Приднестровье? А в Бендерскую крепость ездили?
– Да, я только что оттуда.
– Проходите. Счастливой вам дороги!
И никакого досмотра вещей не состоялось.
Денис на “форде”(бус) по ужасной дороге подвёз меня до города Раздельная (Одесская область). Там я купил билет на поезд до Житомира и ещё около часа гулял по городу и местному парку.
12 ИЮЛЯ
Утром в 4-31 уже вышел из поезда № 20 сообщением Одесса – Санкт-Петербург на вокзале Житомира. Оттуда ещё 65 км усилий и я был дома, где меня уже ждали гости.
В целом, мне понравилось Приднестровье, как спокойный и уютный регион. Там хорошие дороги и дешёвый российский газ, легко меняются украинские гривны на помятые приднестровские рубли и красивый Днестр. А самое интересное то, что Приднестровье так похоже на Советский Союз.