Проект “Города Украины” скоро завершится. Продолжая подбирать уже последние колоски в виде маленьких городишек Украины, я отправился автостопом на юг от Киева по 5-й магистрали. Там в мои планы входили 5 новых городов и самый далёкий – это Березовка в Одесской области. Сначала решил ехать туда, но так и не доехал… до конца дня. А дело было так…
8 НОЯБРЯ 2011 ГОДА.
Прямо с работы, уже не в первый раз, я отправился на Одесскую площадь, что на объездной столицы, проехал пару остановок троллейбусом № 43 до поста ГАИ и начал стопить попутный транспорт в сторону Одессы.
Первым меня подвёз Дима на грузовике “man” до Белой Церкви. Он вдохновил меня рассказом про Прагу, которую он осматривал целых 4 дня, застряв однажды там в ожидании груза. По его словам, было там ещё что смотреть, но должен был уезжать.
До Умани подвёз пенсионер на “славуте” Владимир. Видно очень любит свою тёщу, так как ехал к ней из Киева аж в Винницкую область просто навестить и узнать, чем ей помочь по хозяйству. К счастью, тёща не стала основной темой нашей беседы. Владимир больше хотел рассказать о себе, как он тяжело трудился на Трипольской ГРЭС всю жизнь, а пенсию заработал всего то ничего.
А вот до Троицкого у меня был очень разговорчивый и нестерпимо вульгарный драйвер Миша, вёзший контейнер в одесский порт грузовиком “man”. Сначала устроил мне проверку на подлинность автостопщика.
– А где твоя шайба?
– Какая шайба? – недоумевал я.
– Тахограмма!
– Зачем она мне, я автостопщик, а не дальнобойщик, – возразил я.
– Наш человек, – сделал вывод Миша.
Он рассказал, что недавно подобрал одного пассажира, который стопил с “шайбой”. А тот оказался полный идиот и пришлось его высаживать через 10 км. Послушал я ещё несколько историй о том, как дальнобойщики спят с дорожными проститутками. Миша мне даже показал парочку девиц у дороги, хотя я бы никогда не подумал такого о девушках на остановке.
А когда в Троицком я выходил, там стояла дама с чемоданом, ожидавшая автобус в Одессу.
– Скажи, пусть садится, – обратился ко мне Миша.
Я пригласил даму от имени Миши залезать в кабину. А она так испуганно на меня посмотрела и спрашивает: “а он меня не убьёт?” Наверное, тучный и угрюмый вид водителя её смутил.
– Ну меня ж не убил, а я с ним 150 км проехал, – успокоил я даму.
– Ладно, поверю. Помогите мне чемодан поднять в кабину.
Чемодан был около 20 кг, так что поднять его выше головы оказалось нелегко. Но там Миша быстро его втянул на спальное место и мы расстались.
Здесь, у развилки, есть кафе “Эвелина”, куда я зашёл перекусить. Хозяйка по имени Эвелина была очень добра и обходительна. Пока я кушал, кошка игралась под столами свежепойманной мышкой, а потом аппетитно её уничтожила. Будете проездом и захотите недорого покушать – остановитесь у Эвелины, если, конечно, мышей не боитесь. ))
Хотя было только 16-45, но уже наступили сумерки, а ехать предстояло по сельской местности. Дорога на Березовку шла вдоль реки Тилигул все 72 оставшихся километра.
Недолго я стоял, как самозастопился Сергей на “жигулях” с вентиляцией. Машина была убитая, во все щели дул ветер и нас кидало без конца на выбоинах по трассе. Этот 20-километровый участок дороги мне показался наихудшим из тех, что я видел раньше в Украине. А Сергей удивил меня ещё и тем, что ехал на работу – орать трактором поле.
– А как это возможно ночью??? – не понял я.
– В селе всё возможно. Тракторов не хватает, людей не хватает, а один день год кормит. Вот так и работаем круглосуточно.
– Да уж, в селе не живут, а выживают, – сделал я вывод.
В селе Андреево-Ивановка я окончательно застрял. Редкие машины на тёмной улице не подбирали меня, а последний автобус до Березовки уехал около 15-00. Да и похолодало заметно, температура опустилась до +2. Мне усиленно старались помогать несколько местных жителей, чуть ли не бросаясь под проходящие по селу машины. Потом двое охранников местных магазинов, бывший афганец Виталий и юноша Костя пригласили к себе в сторожку погреться и остаться там ночевать. Я только нос засунул в приоткрытую дверь, как тут же передумал туда входить, не то чтобы там спать на вонючем диване в прокуренном помещении, да ещё на виду у охраны. А ещё перед этим мне намекали пойти в магазин и купить водки за знакомство. Неет! Это не вариант!
Я вернулся на трассу. Уже было 20-30, а у меня ни попуток, ни ночлега. Помолился к Богу Иегове и уже через 10 минут вопрос ночлега был решён. Я побрёл в магазин и попросил там у двух продавщиц погреться немного. Поспрашивали меня немного что да как, а потом Лена, одна из них просто говорит:
– Так моя тётя Люда вас может забрать переночевать. Она всех приглашает, кому надо помочь и всех животных к себе забирает, не то что людей. Сейчас я ей позвоню.
– Пожалуйста, позвоните, если это удобно.
Тётю Люду заинтересовало только одно – как моё имя. После утвердительного ответа на этот вопрос, она сказала: “хай приходить”. После чего сторож по имени Костя отвёл меня к тёте Люде. Там ещё был и дядя Володя, человек не пьющий и хозяйственный. Пили чай, общались. Простая, но сердцу милая атмосфера и никакого напряжения. За предложенные мною деньги за ночлег меня отругали и отправили спать.
9 НОЯБРЯ.
Утром в 6-10 до заветной Березовки доехал маршруткой. По пути перед бусом на дорогу выскочила степная лисица и резко развернувшись, умчалась обратно. Водитель даже успел на тормоза немного нажать, чтобы не убить животное. Было забавно!
Березовка ничего особенно собою не представляла. Если бы не 4 пятиэтажки в центре, то село селом. Есть пару памятников, обкаканных голубями и воронами, ну и магазин бытовой техники “Планета” как-то выделяется на сером фоне. Поэтому задерживаться не стал.
Выбираться из Березовки оказалось ещё сложнее, чем добраться в неё. Расстояние в 54 км до Червонознаменки на 5-й магистрали преодолевал с утра до обеда. Плохие дороги и почти полное отсутствие транспорта, почти как в Африке.
До бывшего военного городка Рауховка подвёз на “ладе” бывший офицер. Я пожаловался на плохие дороги.
– Ооо! Вы ещё не ехали с Березовки на Вознесенск. Там самая худшая дорога в стране.
– Чем же она страшная?
– Это дорога смерти. Не могу описать. Вы поедьте ради интереса и сами посмотрите.
В подтверждение бывший офицер рассказал мне историю, как группа велосипедистов из-за границы рискнула проехать по “дороге смерти”, но уже через 10 км у них начали ломаться велосипеды. Вскоре вся группа была погружена в машину и перевезена через этот страшный участок. Но мне хватало и этой убитой дороги, так что смотреть на “дорогу смерти” я отказался.
На окраине Рауховки я долго стоял и мимо меня почти никто не проезжал. Один прохожий парень посочуствовал: “трудно вам придётся, до Червонознаменки даже автобусы не ездят”. После такого “утешения” я пошёл пешком по трассе. Встречались какие-то развалины зданий, по степи гулял прохладный ветер и это вдохновило меня сочинить короткое стихотворение:
Полнит мир развал,
Ведь сатана в нём правит бал.
И не нужно громких слов,
Чтоб освободиться от оков. Умом все беды не понять
И боль словами не унять.
Надеждой только нужно жить,
Что может Бог освободить!
Пройдя около 4 км, застопил локал “жигули”, водила Саша. Говорит, что по этой дороге ездит он и ещё несколько машин, и мне вообще повезло, что он едет именно сегодня. Потом был ещё “москвич” и я таки добрался до трассы Одесса – Киев. А там уже через 10 минут сидел в тёплой кабине гиганта “рено”, слушал рассказы дальнобойщика Юрия и в душе улыбался.
Хотя Юрий и предлагал ехать с ним до Киева, но планы были другие и я вышел через 67 км снова в Троицком возле кафе “Эвелина”, чтобы свернуть на плохую дорогу на Ананьев. Доезжал до города маршруткой из Одессы, так как попуток мало наблюдалось.
Ананьев возник в середине XVIII века как слобода Анани (Анань). Слобода была заселена украинцами на землях, принадлежавших Турции. Земли перешли под власть Российской империи в 1792 году по Ясскому договору. В 1834 году переименован в город Ананьев и стал центром Ананьевского уезда Херсонской губернии. Ныне же это районный центр в Одесской области с населением чуть более 9 000 человек.
Хотел с Ананьева на Балту по прямой дороге махнуть через Жеребково, но таксисты отговорили. Там, мол, транспорт не ездит уже давно, кроме редких жителей сёл. И опять причина – ужасное состояние дороги. Послушал я доброго совета и поехал в Балту через Котовск, хотя это и было на 20 км дальше. Расстояние в 40 км бус “мерседес” проехал за 1 чаc 40 минут. Смотря на сплошные выбоины в советском ещё асфальте, я думал что это она и есть – “дорога смерти”. Тут я осознал, что на севере Одесской области наихудшие дороги в Украине, которые я видел.
Зато из Котовска в Балту дорога получше. На окраине города притормозили 2 парня на “фольксвагене”. Пассажир высунулся в окно и спросил:
– Монет не подбросишь?
– Я без денег еду, автостопом, – объясняю.
Что-то посоветовавшись, говорит голова из окна:
– Садись. Если интересное расскажешь – денег не возьмём.
Когда я им только сказал, что объехал автостопом вокруг Чёрного моря, они готовы были меня везти бесплатно хоть куда, чтобы ещё пообщаться. В Балте отвезли на Соборную площадь, где я смог посмотреть главные достопримечательности города – пожарная каланча, костёл, дворец (нынешний фасадный корпус педучилища), памятник жертвам голодомора 1933 года и Свято-Успенский собор. В 1924—1928 годах Балта стала столицей Молдавской АССР, в то время как Бессарабия входила в состав Румынии. Ещё я узнал, что первая в Украине железная дорога была построена между Балтой и Одессой в 1865 году. В свое время в городе насчитывалось 22 синагоги и 79 % населения были еврейского происхождения.
Проехал я от Балты 25 км и вечерняя темнота накрыла меня в селе Песчаная. В центре села даже освещения не было, и попутного транспорта на Бершадь тоже. Только в темноте были слышны пьяные ругательства посетителей местного кафе. Простоял я с полчаса и за это время не проехала ни одна машина в нужном направлении. Снова помолился, как вчера и уже через 5 минут увидел подъезжающий полугрузовик “man”, который на удивление, мне остановился. Водитель, тоже Андрей, сказал, что в Бершадь он едет короткой полевой дорогой, так как она лучше асфальта через Ольгополь. Мне было всё равно, какой дорогой ехать, только бы попасть в Бершадь. Андрей был приятным и воспитанным молодым отцом троих детей, хорошо отнёсся к моей религии и отвёз меня в Бершади прямо к Залу Царства Свидетелей Иеговы. Там меня очень быстро определили на ночлег к пожилому брату по вере Виктору, бывшему моряку. Чувствуя себя, как дома, я нормально отдохнул.
10 НОЯБРЯ.
Утром брат Виктор провёл меня до автовокзала, откуда за 2 гривны я добрался до села Флорино, чтобы успеть на пригородный поезд до Гайворона. Но это была не обычная железная дорога, а узкоколейка, действующая узкоколейка. И покататься по ней входило в мои планы. В сравнении с большими тепловозами и вагонами, этот поезд выглядел как игрушечный. Было забавно сидеть внутри вагона и слушать частый стук колёс на стыке рельс и наслаждаться видом на реку Южный Буг, которую мы пересекали. В этом поезде я познакомился со студентом, который тоже Андрей Мельниченко, как и я. Забыл только сфотографироваться с ним.
Прогулявшись по главной улице Гайворона и по его центру, я пешком вышел на окраину по направлению Ульяновки. Напротив заправки застопил “шевролет” до Умани. Молодая пара диву давалась, как мне удаётся путешествовать, имея семью и работу. Потом было ещё пару попуток и я достиг Киева около 13 часов дня. Встретившись с женой, возвращавшейся в тот день с работы, мы вместе отправились домой электричкой.
В этой поездке я испытал на своём сидячем месте самые худшие дороги в Украине и остался доволен всеми 963 км автостопа, не считая пару пригородных поездов.